Слушать статью:
Председатель Партии справедливости, права и демократии (ПСПД), депутат Милли Меджлиса Гудрат Гасангулиев выступил на пленарном заседании парламента, состоявшемся сегодня, и поделился своими мыслями во время обсуждения в первом чтении законопроекта о внесении изменений в Закон «Об инвестиционной деятельности».
«Elchi» сообщает, что депутат заявил:
«Это изменение создаст серьезные проблемы для инвестиций в страну.
Уважаемый Азер Амирасланов на протяжении всего выступления старался обосновать, что это, по сути, защищает собственность, что здесь есть международный опыт и т. д. Во-первых, мы можем использовать международный опыт только тогда, когда он не противоречит нашей Конституции.
В части 4 статьи 29 Конституции Азербайджанской Республики отмечается, что собственность может быть отчуждена только для государственных нужд. Прямо сейчас, незадолго до этого, мы внесли изменения как в Гражданский кодекс, так и в Закон «Об изъятии земель для государственных нужд» и заявили, что земли могут быть приобретены для государственных нужд, а также для целей расширения аэропортов.
Кроме того, согласно статье 13 Конституции, собственность не может использоваться в ущерб интересам государства. То есть в этом случае, конечно, соответствующие государственные органы должны принять меры.
Смотрите, сейчас мы готовимся построить базу данных в Азербайджане с Соединенными Штатами Америки. Для этого Соединенные Штаты Америки привезут современные технологии. Эти инвестиции были вложены, новые технологии пришли, и через некоторое время мы, например, сказали, что, знаете, здесь собирается информация, и эту информацию могут получить Соединенные Штаты Америки, поэтому для государственной безопасности мы покупаем это, берем деньги и уходим. Или инвестиции в энергетический сектор.
Я помню, в 1992–1993 годах, когда я работал в органах прокуратуры, прокуратурой города Баку было возбуждено уголовное дело. На многих заправочных станциях в городе Баку топливо не продавалось населению с целью создания массового недовольства, хотя топливо было.
Тогда получается, что все заправочные станции, хлебозаводы, мельницы, телекоммуникации, транспортные услуги – все это стратегически важные области. Предположим, хлебозаводы перестали печь хлеб или супермаркеты прекратили продажу. Получается, что мы можем сказать любому субъекту бизнеса, будь то гражданин, иностранный инвестор или азербайджанский инвестор, не имеет значения – мы можем сказать ему, что, знаете, ваша деятельность может нанести ущерб интересам государства и народа, поэтому мы забираем это у вас.
В таком случае кто будет инвестировать в Азербайджан? Еще раз повторю, что Конституция Азербайджанской Республики этого не допускает. Мы отметили, какие случаи являются государственными нуждами. Кроме того, как отметил уважаемый Азер Амирасланов, есть вопросы, связанные с реквизицией. То есть определяются дополнительные случаи, помимо этого.
И Азер муаллим не привел ни одного примера. Например, я говорю, в каких случаях можно допустить применение этого закона? Потому что, как я уже сказал, таких случаев не счесть. Это серьезная угроза неприкосновенности собственности. Любой иностранный инвестор поймет, что его имущество, его инвестиции могут быть отобраны у него в любое время.
В том числе и граждане Азербайджанской Республики. Мы и так видим в последние годы, что инвестиции в экономику страны сокращаются, соотношение между средствами, поступающими в страну и выходящими из страны, в нашу пользу, то есть существует дисбаланс. Мы также должны это учитывать.
Принимая этот закон, мы становимся более замкнутыми. Мы держим границы закрытыми в целях безопасности уже много лет. Теперь, если внести поправки в этот закон в такой форме в целях безопасности, я считаю, что это не защищает интересы и безопасность государства, а противоречит безопасности государства. Потому что безопасность государства может быть обеспечена только тогда, когда у государства сильная экономика.
Но этим мы серьезно препятствуем созданию сильной экономики.
Поэтому я прошу пригласить на следующее заседание представителей исполнительной власти, которые выступили с этой законодательной инициативой. Пусть они придут и предоставят нам более подробную информацию о том, например, какие области они могут приватизировать».