В каких случаях субъекты медиа будут нести ответственность – Новое решение

ОБЩЕСТВО30.01.2026
В каких случаях субъекты медиа будут нести ответственность – Новое решение

С принятием постановления Пленума Верховного суда «О защите личных прав» от 24 декабря 2025 года утратило силу постановление пленума от 14 мая 1999 года «О практике применения судами законодательства о защите чести и достоинства», которое ранее широко применялось при регулировании судебных споров.

Elchi.az сообщает, что в отличие от предыдущего постановления пленума, новым решением честь, достоинство, деловая репутация отделены друг от друга и от права на личную неприкосновенность и охвачены новыми понятиями:

«Достоинство – это моральная ценность, которой физическое лицо обладает с момента рождения по причине того, что оно является человеком.

Честь – это ценность, которую физическое лицо приобретает в обществе благодаря своим моральным качествам, моральным и этическим принципам, которых оно придерживается в своем общественном и личном поведении.

Деловая репутация – это мнение, сложившееся в обществе о физическом или юридическом лице в связи с его профессиональной деятельностью в предпринимательской или иной сфере.

Круг субъектов деловой репутации расширен, и, помимо юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, к этой категории отнесены публичные лица, адвокаты, нотариусы, аудиторы, оценщики, ученые, преподаватели и другие лица, занимающиеся профессиональной деятельностью.

Деловая репутация возникает не с момента начала профессиональной деятельности физического лица, приобретения им статуса предпринимателя или государственной регистрации в качестве юридического лица, а только после завоевания доверия в связи с деятельностью, осуществляемой им в течение определенного периода времени.

В то время как физические лица могут требовать компенсацию как морального, так и материального ущерба за распространение информации, порочащей их деловую репутацию, юридические лица не могут требовать морального ущерба. Нарушение их деловой репутации может привести только к материальному ущербу.

Честь и деловая репутация человека могут быть запятнаны информацией, высказываниями или действиями. Выражения и действия, порочащие честь и достоинство человека, – это использование оскорбительных слов и совершение действий в отношении человека. Информация, порочащая честь, достоинство и деловую репутацию человека, может быть как устной, так и письменной (текст, изображение, карикатура, аудио, видео и т. д.).

Очернение чести и деловой репутации человека обусловлено одновременным наличием 3 условий: во-первых, информация, оскорбительное выражение или действие должны порочить честь, достоинство и деловую репутацию человека; во-вторых, такая информация, выражение или действие должны быть распространены; в-третьих, если очернение связано с распространением информации, то эта информация должна быть ложной».

Информация, порочащая деловую репутацию, также должна быть направлена на создание у третьих лиц негативного мнения о деловой деятельности человека и качестве этой деятельности.

В отличие от чести и деловой репутации, унижение достоинства возможно и без распространения. То есть, вышеуказанная информация, высказывания и действия могут привести к унижению достоинства и на этом основании может быть предъявлен гражданский иск, даже если они сообщаются человеку наедине, без участия кого-либо.

Запрещается распространение или сообщение лицу информации, указывающей на виновность лица, без вступившего в законную силу обвинительного приговора суда в отношении этого лица, и эти действия нарушают презумпцию невиновности. Право на защиту этого права и требование о компенсации морального вреда, возникшего в результате его нарушения, возникает с момента нарушения, и вынесение впоследствии обвинительного приговора в отношении лица и вступление его в законную силу не препятствует этому праву.

Критика, оценочное мнение и информация оценочного характера, высказанные одним лицом в адрес другой стороны, не считаются нарушением. В этом случае информация должна отражать субъективную оценку автора и не должна описывать какой-либо факт. (например, заявление лица о том, что цена еды, которую он купил в одном из развлекательных центров, высока для него, не унижает деловую репутацию, поскольку считается критикой и мнением. Однако сообщение лицом не соответствующих действительности фактов о том, что в развлекательном центре еда, которая на самом деле имеет низкую цену продажи, продается туристам по многократно завышенной цене, а налог уплачивается с низкой цены продажи, и, таким образом, уклоняется от уплаты налогов, считается информацией, унижающей деловую репутацию). Следует также отметить, что даже если в информации не описываются факты, она может привести к очернению чести, достоинства, деловой репутации, если она выражена в унижающей честь и достоинство форме, то есть в ироничной, оскорбительной форме, умышленно, с плохими намерениями (с целью дискредитации лица в обществе или коллективе и т. д.) или с целью причинения вреда другой стороне.

Кроме того, каждый имеет право обращаться в компетентный орган с жалобой или иным обращением обвинительного характера о незаконных, в том числе преступных, действиях другого лица с целью восстановления своих нарушенных прав. Такие обращения также не унижают честь и достоинство и не порочат деловую репутацию. Однако содержание таких обращений не должно быть выражено в явно унижающей честь и достоинство форме, то есть в оскорбительной форме, и обращения не должны выходить за рамки вопросов, относящихся к компетенции органа, которому они адресованы. Например, лицо, обратившись в правоохранительные органы с жалобой на своего соседа с целью защиты своих прав, потребовало дать правовую оценку его незаконным действиям и привлечь его к уголовной ответственности за эти действия, при этом включило в свое обращение ложную информацию о его внебрачных отношениях. Хотя ответственность лица в связи с первой частью обращения исключается, вторая часть будет считаться противоправным вмешательством в честь и достоинство другой стороны.

В постановлении Пленума впервые публичные лица были отделены от других физических лиц. Было заявлено, что публичные лица должны проявлять большую терпимость к критическим и порой очень резким, ироничным и на первый взгляд задевающим честь, достоинство и деловую репутацию мнениям, связанным с их деятельностью, и в то же время разъяснены моменты, которые следует учитывать при рассмотрении дел по спорам, стороной которых они являются.

Обращения в вышестоящие органы или соответствующие органы с жалобами на публичных лиц, а также критические мнения, распространенные в средствах массовой информации или социальных сетях (критические и порой очень резкие, ироничные и на первый взгляд способные задеть честь, достоинство и деловую репутацию), также не считаются нарушением гражданских прав. Однако такие обращения и мнения также не должны быть выражены в явно унижающей честь и достоинство форме, то есть в оскорбительной форме, не должны содержать явно унижающей честь и достоинство информации или оскорбительных выражений, а также ложной, обвинительной информации и выражений, не связанных с публичными полномочиями лица.

В отличие от предыдущего постановления пленума, в новом решении дано новое понятие распространения, и впервые разъяснена роль субъектов медиа и их ответственность во время распространения.

Распространение – это заявление информации или выражений третьему лицу или неопределенному кругу лиц таким образом, чтобы они могли их услышать и воспринять, а также совершение действий таким образом, чтобы эти лица могли их видеть и воспринимать.

В постановлении Пленума ответственность субъектов медиа также дифференцирована в зависимости от того, произошло ли распространение посредством аудио-видеозаписи или прямой трансляции: если распространение было произведено посредством аудио-видеозаписи, то субъект медиа однозначно несет ответственность.

Согласно статье 77 Закона Азербайджанской Республики «О медиа», ответственность субъекта медиа исключается, если распространение произошло в прямом эфире. В этой норме под прямым эфиром следует понимать выступление, которое не было запланировано и спрогнозировано заранее, а было показано в эфире только в одной прямой трансляции.

Если выступления транслируются в регулярно транслируемых в прямом эфире программах и в различных выпусках, которые продолжаются в виде серии, то эта норма больше не применяется, и в этом случае орган медиа несет ответственность. Если содержание программы несет риск противоправного вмешательства в личные права, субъект медиа не несет ответственности только в том случае, если он заранее в понятной форме предупредит лиц, которые будут выступать в прямом эфире, о том, что они несут соответствующую ответственность за высказывания и информацию, которые они будут озвучивать, а также за действия, которые они будут совершать.

Лицо, честь и достоинство, деловая репутация которого унижены, может подать иск в суд с целью установления факта нарушения, предотвращения нарушения (предотвращения распространения информации, ее запрета), устранения нарушения (опровержения распространенной информации, ее удаления, исправления или дачи ответа на нее, принесения извинений, публикации в СМИ решения суда о нарушении права и т. д.) и применения других способов.

Опровержение – это заявление о том, что информация, нарушающая личные права лица, распространенная как минимум в присутствии двух человек, не соответствует действительности. Текст опровержения и способ его предоставления будут определяться судом независимо от содержания искового требования.

Удаление и исправление информации возможно только на цифровых платформах, поэтому этот метод не будет применяться к информации, опубликованной в печатных СМИ.

Каждый имеет право ответить на распространенную о нем недостоверную информацию, то есть выразить свое отношение, и в случае, если такая возможность не предоставлена, она может быть применена в качестве способа защиты по требованию лица.

Принудительное принесение извинений физическими лицами в качестве способа защиты чести и достоинства долгое время было предметом споров, и по этому вопросу существовали разногласия как среди юридической общественности, так и среди судов. Так, в то время как одни юристы утверждали, что принесение извинений в некоторых случаях является наиболее эффективным способом защиты, противники считали, что принуждение физического лица к принесению извинений само по себе является поведением, унижающим честь и достоинство этого лица.

Новым принятым постановлением Пленума была продемонстрирована единая позиция в отношении принесения извинений и в заключение было отмечено, что в статьях 24 и 46 Конституции заявлено об охране государством достоинства личности и запрещено подвергать лицо обращению или наказанию, унижающему человеческое достоинство. По этой причине применение принесения извинений в отношении физических и юридических лиц, за исключением случаев, предусмотренных законом, недопустимо.

Следует особо отметить, что ни одно физическое, юридическое лицо или государственный орган не может быть принужден к принесению извинений за какое-либо совершенное деяние (гражданское, административное, административное правонарушение, уголовное и иное) против его воли. Такое принуждение, считаясь обращением, унижающим человеческое достоинство, может привести к причинению лицу морального вреда. Если будет предъявлен иск на этом основании, то при установлении факта принуждения недостаточно будет заявления лица о том, что оно сделало это добровольно при принесении извинений, будут учитываться место, условия исполнения извинений, эмоционально-психологическое состояние лица в то время, а также другие обстоятельства дела.

С другой стороны, независимо от того, является ли принесение извинений добровольным или принудительным, его распространение третьими лицами или органами в средствах массовой информации, социальных сетях или другими способами является противоправным и может привести к причинению этому лицу большего морального вреда с точки зрения массовости.

Исключениями, предусмотренными законом, являются законы «О медиа» и «О возмещении ущерба, причиненного физическим лицам в результате незаконных действий органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда».

Так, в случаях, предусмотренных статьей 18.1 Закона «О медиа», на субъекты медиа может быть возложена обязанность принести извинения. При этом следует учитывать, что в этом случае в качестве лица, которое должно отвечать на иск, выступают не редакции аудиовизуальных (телевизионных, радиовещательных и т. д.), печатных (газетных, журнальных и т. д.), онлайн (веб-сайтов и т. д.) СМИ, а сам субъект медиа. Хотя обязанность принести извинения по таким искам возлагается судом на физическое или юридическое лицо, являющееся субъектом медиа, извинения должны быть принесены не от имени самого субъекта, а от имени соответствующей редакции СМИ, в которой была распространена эта информация.

Законом «О возмещении ущерба, причиненного физическим лицам в результате незаконных действий органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда» может быть принесено письменное извинение лицу, которое было задержано или привлечено в качестве обвиняемого в результате ошибки или злоупотребления этих органов.

(nocomment.az)