Верховный суд выразил позицию относительно права на неприкосновенность тела в связи с эстетическими операциями

Верховный суд выразил позицию относительно права на неприкосновенность тела в связи с эстетическими операциями

Верховный суд высказал позицию о праве на неприкосновенность тела на фоне роста количества эстетических операций.

Об этом Elchi.az сообщили в Верховном суде. Было отмечено, что право на жизнь является неприкосновенным и абсолютным правом, которым человек обладает с момента рождения, и является высшим фундаментальным правом. Пленум Верховного суда решением от 24 декабря 2025 года «О защите личных прав» фактически был конституционно обеспечен, но также разъяснено право на неприкосновенность тела, которое осталось в стороне по сравнению с другими с точки зрения защиты прав. Право на неприкосновенность тела — подразумевает личные права человека на орган, конечность или ткань, составляющие тело. Если нет обстоятельств, устраняющих противоправность, любое вмешательство в неприкосновенность тела третьими лицами (медицинское, научное, физическое, сексуальное и т. д.) запрещено. Например, проведение медицинских анализов или взятие биоматериала у лица без его согласия или на другом основании, проведение каких-либо инъекций, использование его органов и тканей при жизни или после смерти, прикосновение к его телу, совершение физического и сексуального насилия и т. д.

В решении Пленума также разъясняется, в каких случаях вмешательство в перечисленные права является законным. К этим случаям относятся согласие лица, преобладающий особый интерес, преобладающий общественный интерес и законное основание. Согласие подразумевает четко выраженное, незапятнанное, не противоречащее закону или морали выражение воли. Согласие может быть в письменной, устной форме, в форме конклюдентных действий (поведения) или молчания.

Запятнанное, противоречащее закону и морали, неявно выраженное согласие юридически невозможно и его принятие запрещено. (например, согласие на вмешательство в неприкосновенность тела лица путем проведения медицинского обследования является действительным, но согласие на прекращение жизни лица недопустимо).

В решении Пленума также подробно разъяснены вопросы нарушения этих прав в результате некачественного медицинского обслуживания и ответственности за причиненный ущерб, указано, в каких случаях можно требовать возмещения морального вреда, причиненного в связи с медицинскими услугами. Эти случаи следующие:

1) Непроведение или ненадлежащее проведение мероприятий медицинской помощи (мероприятия, наблюдаемые в период профилактики, диагностики, лечения, медицинской реабилитации и реабилитации заболеваний (физиологических и патологических состояний), отравлений, травм);

2) Нарушение прав пациента, предусмотренных статьей 24 Закона «Об охране здоровья населения»;

3) Нарушение здоровья лица в результате оказания эстетических, косметологических услуг и других видов медицинской деятельности.

Ответственность исключается, если ущерб здоровью, который не был предвиден заранее, даже если бы он был предвиден, но предотвратить его было невозможно, возник из-за причины, находящейся вне знаний, навыков и возможностей врача или медицинского учреждения, несмотря на то, что во время оказания медицинской помощи были предприняты действия в рамках медицинских стандартов и проявлены должное внимание и забота. В этом случае ответчик должен доказать, что оказанные им медицинские услуги соответствуют клиническим протоколам.

Решением Пленума также разъяснена разница между особенностями и правовыми основаниями требований о компенсации ущерба, возникшего при оказании медицинских услуг в сфере медицинской помощи и эстетики.

Согласно решению, эстетическая хирургия, эстетическая стоматология, косметологические услуги и другие виды медицинской деятельности не являются медицинской помощью, а являются подрядными отношениями, результат которых гарантирован. Если результат услуги отличается от предусмотренного договором, может быть востребован ущерб, возникший не в связи с оказанием медицинских услуг, а в связи с нарушением договорных обязательств (например, если форма носа не соответствует предварительно согласованной форме, если пересаженные волосы не выросли и т. д., когда оспариваются эстетические результаты).

Если при оказании этих услуг нарушаются права лица на жизнь, здоровье или неприкосновенность тела, а также права пациента, предусмотренные статьей 24 Закона «Об охране здоровья населения», возникший ущерб не считается ущербом, возникшим в результате нарушения договорного обязательства, такой ущерб является гражданским правонарушением, и эти споры будут регулироваться отраслевым законодательством и деликтом.

Требования о компенсации причиненного ущерба могут быть предъявлены медицинскому учреждению и/или медицинскому работнику. Альтернативный выбор зависит от желания потерпевшего. Если ущерб возмещен медицинским учреждением, возникает право регрессного требования к работнику, допустившему нарушение, в соответствии с требованиями трудового законодательства.