Председатель Партии Справедливости, Права, Демократии (СППД), депутат Гудрат Гасангулиев дал интервью Elchi.az.
Представляем это интервью:
-Гудрат бей, прошло 36 лет со дня трагедии 20 Января. Как политик, бывший одним из активных членов Национально-освободительного движения, мы хотели бы узнать ваше мнение об этом дне.
— 20 Января был большой трагедией для нашего народа и в то же время великим днем героизма. В тот день произошел полный моральный крах советской власти. Да помилует Аллах всех наших шехидов. В то время наш народ был одинок, мир не слышал нашего голоса. На следующий день после инцидента, 21 января, член Политбюро ЦК КПСС Гейдар Алиев, известный в мире, проявив большой патриотизм и мужество, вместе с Ильхамом Алиевым отправился в представительство Азербайджана в Москве, осудил это кровавое преступление и смог привлечь внимание мира к убийству мирных жителей. Оказав серьезную поддержку Национально-освободительному движению и покинув ряды Коммунистической партии в июле 1991 года, он внес большой вклад в крах Коммунистической партии и Советского Союза. В то же время я с большим уважением вспоминаю религиозного лидера Шейх уль-ислама Гаджи Аллахшукюра Пашазаде, который фактически возглавил наш народ, оставшийся без лидера в то время, и с большим уважением организовал похороны наших шехидов. Я желаю милости Аллаха тем, кто оказал большие услуги нашему народу и изменил свою жизнь, и долгих лет жизни и здоровья живущим.
-Гудрат бей, Реза Пехлеви предложил модель конституционной монархии для Ирана. Можно ли считать это приемлемым для Ирана?
-В настоящее время наиболее подходящим вариантом для Ирана может быть государственное устройство Великобритании. Самым успешным вариантом для Ирана было бы осуществление этой реформы религиозным лидером. Религиозный лидер остается в статусе короля Великобритании, страна принимает модель парламентской республики, формируются национальные республики, и Иран становится федеративным государством. Но главный вопрос в том, согласится ли Хаменеи с ограничением своих полномочий? Конституционная монархия является наиболее идеальным вариантом для обеспечения перехода к демократии для мусульманских стран, где нет демократии. Таким образом можно предотвратить кровавые революции.
-Примут ли другие народы в Иране, кроме персов, сына шаха Резу Пехлеви, изгнанного из страны?
-Реза Пехлеви не дает никаких обещаний относительно национальных прав других народов. Он бы поговорил, если бы ему посоветовали. Поэтому он не может получить серьезную поддержку других народов. К тому же он является наследником другого диктатора. Но он вырос в США. Если США захотят демократизации Ирана, в Иране можно установить демократию. Хотя это займет много времени и будет нелегко.
-Почему бы США не захотеть демократизации Ирана?
-Потому что в этом случае должны быть признаны национальные права других народов, проживающих в Иране, и Иран должен, как минимум, превратиться в федеративную страну. Это, в свою очередь, считается угрозой целостности Ирана в будущем. А США нужен Иран как унитарное государство, чтобы противопоставить его Турции и тюркским государствам, арабским странам. Они просто хотят сменить режим и сделать так, чтобы Ираном управлял их человек. Как в Венесуэле. Поэтому они много лет не оказывают политической поддержки национальным силам в Иране. Если бы это было сделано, в Иране давно произошли бы большие изменения. Кроме того, демократический Иран в короткие сроки может стать одной из самых сильных стран мира. Иран им нужен не как развитая промышленная страна, а как страна, продающая сырье и рынок для их промышленной продукции. Вы видите препятствия, создаваемые для развития союзной Турции. Наряду с этим, для достижения взаимопонимания с демократическими странами необходимо учитывать волю народа, но в авторитарных режимах, управляемых в одиночку, хотя и называемых республикой, очень легко заставить одного человека принять все, особенно Пехлеви, нашедшего убежище в США.
-Может ли нарушение стабильности в Иране, вступление страны в хаос, перекинуться на нашу страну?
-Ни в коем случае. Хотя в нашей стране много проблем, ожидающих решения, люди верят, что президент проведет реформы, и поддерживают эволюционное развитие. В нашей стране царят стабильность и безопасность. Сегодня, если вы сделаете шаг в сторону от центральных улиц в крупных западных столицах после наступления темноты, вы можете стать жертвой тяжких преступлений. В этих столицах есть улицы, на которые даже полиция не решается заходить по вечерам. Наши люди это знают и умеют оценивать ситуацию в нашей стране. В то же время наши граждане с нетерпением ждут начала крупных реформ, которые в скором времени улучшат их условия жизни и обеспечат более серьезную защиту прав и свобод человека.